Литературные салоны, вечера и кружки Москвы
|
У аристократов
существовало несколько типов салонов. В одних принимаются только люди равного социального слоя и писатели , музыканты и художники аристократического направления. Положение писателя в таком салоне, если он по своему родовому признаку не аристократ, несколько напоминает положение певца – простолюдина, допускавшегося в средние века ко двору. Другие салоны были более демократичны. Состав их посетителей строился по принципу индивидуальной одаренности. Так, демократически настроенный В.Ф.Одоевский стремился превратить свой салон в объединяющий центр родовой аристократии с лучшими представителями писателей – разночинцев. Подобные попытки кончались неудачно. Были салоны, демократизированные еще больше (салон Ф.П.Толстого). Салоны чисто аристократические подводили писателя к его читателю. В салоне Лаваль заказывались благоприятные рецензии на книги писателей – аристократов; при развитом меценатстве такой салон морально и материально поддерживал « своего» писателя, противопоставляя, таким образом, свою поддержку связям Булгарина с III Отделением. Салон Одоевского пытался внедрить книгу разночинной литературы в свою аристократическую среду. Салон Толстого обслуживал только писательский отдых и дальше хроники литературы и искусства или рецензирования нововышедших книг не шел. |
||
Вообще же аристократы не
совсем дружелюбно смотрели на сближение с писателем – разночинцем. В
конце 40-х годов в московском салоне Оболенских, принимавших
писателей, приходилось отражать нападки за прием разночинцев.
Д.Д.Оболенский вспоминал: « Выезжая в свет, матушка выдерживала
иногда и нападки за прием у себя литераторов. Как теперь помню, один
великосветский господин, встретив выходившего В. П. Боткина, спросил
у матушки: « что, вы у него чай покупаете?» ( Боткин торговал чаем),
на что матушка отвечала: « Нет, подаю ему чай». Группа торгового направления имела ряд собственных объединений – не салоны, а вечера. Их характерной чертой является производственный характер: они группируются вокруг редакторов отдельных литературных журналов и вместе с ними образуют союзы, участвуя в журнальной борьбе. Таковы, например, пятницы Воейкова, настроенные крайне враждебно к четвергам Греча, объединявшим редакционных сотрудников булгаринских и гречевых изданий. С конца 20-х по конец 40-х годов характер редакционных собраний меняется. Если к концу 20-х годов писатели – профессионалы, как Воейков, пользовались своими вечерами для литературной эксплуатации своих гостей, то в 30-х годах встречаются зачатки идеологических редакционных объединений («Московский наблюдатель», своего рода кооперативное издание), пышным цветком расцветших в либеральном « современнике». Намечается распад кружков и салонов как крупного литературного фактора. Появляется понятие « литературного чтения», сначала домашнего (оно восходит к чтениям Кукольника в 30-х годах), потом (1859–1862) и публичного. Основной интерес для публики сосредоточивается не на самом произведении, а на авторе и авторском чтении. Публике любопытно посмотреть и послушать писателя. Кружки, салоны и вечера, в которых помимо мнений происходит еще коллективное обсуждение, а иногда и изменение литературных произведений, в которых беседа затрагивает основные литературные принципы и устанавливает новые литературные ценности, - эти кружки можно назвать кружками диалогического типа. Таковы «Дружеское Литературное общество», Арзамас, кружок любомудров. В 30-х годах появляется новый тип литературных объединений – монологический. Тут господствует единая писательская личность, объединяющая вокруг собственных интересов своих литературных адептов. Новую волну литературно значимых кружков находим лишь к концу ХIХ века и в начале ХХ века, в эпоху символистов и акмеистов, на средах Вяч.Иванова, в цехе поэтов Гумилева, в бурных выступлениях футуристов и их теоретика «Опояза». |
||
И сегодня в Москве по-прежнему очень модны литературные клубы, салоны и студии. Салон Всех Муз Анны Коротковой (Старосадский переулок, д. 5, стр. 6) литературные вечера проводит по вторникам. Хозяйка салона выстраивает программу, представляет выступающих. К микрофону допускаются все желающие, лимит — три-четыре стихотворения, прозаических отрывка или песни (салон посещают не только писатели, но и музыканты, художники, актеры). Иногда поэт или бард, представляющий свою новую книгу, выступает не менее часа. Со сцены звучат творения как действительно талантливые, так и не очень. Клуб «Авторник» (Новодевичий проезд, д. 10) устроен по-другому. Дмитрий Кузьмин, руководитель клуба, знает, кого и зачем он приглашает: «Здесь выступают те, кто уже состоялся как писатель. Существует литературное поколение, сформировавшееся в конце 80-х — начале 90-х. Наша задача — представить взгляд этого поколения на русскую литературу». Признанному мастеру слова здесь отдадут целый вечер, начинающему талантливому поэту позволят прочитать два-три стихотворения, два автора, представители старого и молодого литературного поколения, могут читать свои стихи антифоном, вступая в диалог друг с другом. В «Авторнике» любят и повеселиться: на акцию «Поэты в поддержку президента Клинтона» были приглашены несколько столичных поэтесс, они читали стихи о любви, после чего каждая снимала с себя какой-либо предмет одежды и бросала в стиральную машину (памятуя об одной из улик против Клинтона). Со звонка колокольчика начинаются литературные вечера в салоне «Образ и мысль» (Новочеремушкинская ул., д.4, корп.2). Чай с печеньем — и стихи по кругу. Хозяйка салона Анна Котова заботится о том, чтобы атмосфера царила милая, теплая и домашняя. Читают и обсуждают стихи, слушают друг друга и мастеров-учителей. Это не столько тусовка, сколько литературная студия, где общение строится по принципу творческого семинара (как в Литинституте). Сюда приходит немало людей среднего и пожилого возраста. |
||
Одним из старейших салонов в Москве считается рок-кабаре Алексея Дидурова. В былые времена здесь выступали Александр Башлачев, Виктор Цой, Игорь Иртеньев, Булат Окуджава. Все вечера ведет Алексей Дидуров. Претендента усаживают в кругу желающих его послушать и просят исполнить самую лучшую свою вещь. После этого Дидуров начинает разбор полетов. Обычно громит, но, если увидит в претенденте что-то, дает возможность выступить перед залом. «Когда я создавал это кабаре, понимал, что людям, творящим искусство, важно знать, что они не одни. Здесь эти люди встречают единомышленников. Радуюсь, что они сходятся, расходятся, ругаются, признаются в любви, это значит, что они живут, они родят искусство». За 20 с лишним лет существования кабаре переезжало 19 раз. И не так давно рок-кабаре покинуло здание Еврейского культурного центра на Большой Никитской. |
Internet-проект учеников 7"А"
класса школы №1936 г.Москвы классный руководитель - Кабоскина Ирина Константиновна администратор проекта - Кононов Иван Internet-поддержка - Кононова С.И. Проект основан в марте 2006 года |