|
Театр
Сатиры открылся в Москве в октябре 1924 обозрением Москва с точки зрения, руководителем театра был Давид Григорьевич Гутман. Театр разместился в подвальном этаже здания в Большом Гнездниковском переулке, в помещении, в котором раньше находились театр-кабаре
«Летучая мышь», а затем «Кривой Джимми», а сегодня работает Учебный театр РАТИ (ГИТИС). Последующие спектакли также были сделаны в жанре обозрений: Насчет любви, Спокойно – снимаю, Мишка, верти, Семь лет без взаимности, Мечты, мечты, Европа что надо и т.д.
Авторами молодого театра были: В.Ардов, Вл.Масс, Л.Никулин, А.Арго, Н.Адуев и др. В театре работали актеры П.Поль, Ф.Курихин, Я.Волков, Р.Корф, Д.Кара-Дмитриев, Е.Милюшкина, И.Зенин, М.Зенин, Е.Неверова, Е.Милютина, О.Дехтерева, Н.Халатова, Я.Рудин, Б.Петкер,
Р.Зеленая. Гутман одновременно возглавлял и Театр сатиры в Ленинграде, что осложняло его работу в московском Театре сатиры. Кроме того, труппе надоел репертуар, состоящий из одних миниатюр, артистам хотелось играть другие пьесы, работать с серьезной режиссурой.
Из МХАТ-2 был приглашен Б.Сушкевич.
Его спектакль Ночь перед рождеством по мотивам повести Гоголя стал этапным для театра. |
|
|
В этот период в театр на должность заведующего музыкальной частью пришел И.О.Дунаевский. Театр начинает сотрудничать с драматургом В.Шкваркиным. Для театра он написал пьесы Чужой ребенок, Страшный суд,
Весенний смотр.
В 1928–1929 в театр вернулся из Ленинграда Гутман и приступил к работе над новой пьесой В.Ардова и Л.Никулина Тарановщина. Руководителем театра был назначен один из режиссеров МХАТа Н.М.Горчаков. Он руководил театром с 1933 по 1948, если не считать перерыва во время
войны. В репертуаре
театра появились авторы – Н.Погодин, А.Толстой, К.Финн, В.Киршон, А.Чехов, М.Горький, Б.Шоу, Мольер.
Горчаков продолжал работать во МХАТе. Коллектив театра добился от Комитета по делам искусств решения об уходе его из МХАТа. Но Горчаков тяжело переживал свой разрыв с Художественным театром, что осложнило его отношения с труппой.
Во время войны театр активно участвовал во фронтовых бригадах и в спектаклях фронтовых театров. Ведущими артистами театра были: Хенкин, Лепко, Любезнов и др.
Наиболее известные спектакли, созданные после войны: "Остров мира" Е.Петрова, "День отдыха" В.Катаева, "Свадьба с приданым" Н.Дьячкова, "Вас вызывает Таймыр" А.Галича и К.Исаева. Кроме Горчакова, в театре ставили Н.Петров, С.Герасимов, Э.Гарин, А.Гончаров, Б.Равенских,
Э.Краснянский, П.Васильев и др. Свой последний спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" Островского поставил Андрей Лобанов.
Несколько лет театром руководил Н.Петров, потом недолго П.Васильев, позже временно художественное руководство осуществляла режиссерская коллегия.
С 1950 по настоящее время (2002) в театре работает В.Плучек, который с 1957 становится главным режиссером. Плучек дебютировал спектаклем "Не ваше дело" по пьесе В.Полякова. Совместно с Н.Петровым ставит "Пролитая чаша" Ван Ши-Фу, совместно с С.Юткевичем – спектакли
"Клоп и Баню" по В.Маяковскому. Лучшие спектакли: "А был ли Иван Иванович?" Назыма Хихмета (1957), "Дом, где разбиваются сердца" Б.Шоу (1962),
"Безумный день, или женитьба Фигаро" Бомарше (1969), "У времени в плену" А.Штейна (1970), "Гнездо глухаря" В.Розова (1980), "Вишневый сад" А.Чехова (1984), "Самоубийца" Н.Эрдмана (1982, 1986), "Трехгрошовая опера" (1996) и др.
В театре работала одна из лучших трупп Москвы: В.Хенкин, В.Лепко, А.Папанов, А.Миронов, Т.Пельтцер, В.Токарская, до сих пор много играют звезды театра: В.Васильева, О.Аросева, Г.Менглет, А.Ширвиндт, М.Державин и др.
Свою первую режиссерскую работу осуществил на этой сцене Марк Захаров, здесь он поставил свои известные спектакли Доходное место А.Островского, Мамаша Кураж и ее дети Б.Брехта и др.
Сегодня Театр сатиры сохраняет свою популярность и является одним из самых посещаемых театров Москвы. |