|
Жаль детишек - они увидят лишь пленку, услышат записи. Им достанется легенда, которую мы видели своими глазами... Мы привыкли, что он всегда. При нем рождались, взрослели, старели, рождались. А он был. Как аксиома. Как "Последние известия". Как консерватория".
Аркадий Райкин окончил Институт сценических искусств по классу В.И. Соловьева, замечательного режиссера и педагога, сумевшего развить у будущего артиста умение создать яркую, впечатляющую маску, выражающую характер персонажа. После института Райкин был принят в труппу Лентрама (Ленинградский театр рабочей молодежи), который вскоре оставил, чтобы связать свою судьбу с эстрадой, дающей возможность индивидуального свободного творчества, неограниченной выдумки и прямого контакта со зрителями.
Осенью 1939 года открывается Ленинградский театр эстрады и миниатюр, одним из инициаторов создания которого был Райкин. Победив в том же году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, Райкин на время прерывает работу в театре, участвует в многочисленных концертах и, благодаря огромному таланту, искрометной комедийности, обаянию и интеллигентности, приобретает широкую известность. Вернувшись в театр, Райкин с головой уходит в работу, сразу же заняв положение премьера. Очень скоро этот коллектив получил известность как "Театр Райкина". Родившись в недрах эстрады и сохраняя ее отдельные родовые черты, Ленинградский театр миниатюр постепенно ушел от традиционной многожанровой эстрадной программы. Оригинальный репертуар, форма спектакля, острая современность и, наконец, уникальная личность руководителя определили его собственное и неповторимое место в нашей театральной культуре.
Каждый год Райкин выпускал новые спектакли и в каждом играл десятки ролей. Искусство Райкина изменялось, приобретало несвойственные эстраде глубину и философскую направленность. В своих монологах, разговаривая со зрителями, он всякий раз затрагивал самые острые, наболевшие проблемы современности и в пределах одного небольшого эстрадного номера проживал целую человеческую жизнь.
Руководство театром требовало много времени и сил - постоянная забота о репертуаре, приглашение авторов, режиссеров, художников, композиторов. Индивидуальность, талант и человеческое обаяние Райкина магнетически притягивали к себе одаренных людей. В разное время с театром сотрудничали писатели М.Зощенко, В.Ардов, В.Масс, М.Червинский, В.Поляков,
В.Дыховичный, М.Слободской, В.Ласкин, М.Жванецкий, А.Арканов, М.Мишин; режиссеры В.Зускин, Н.Акимов, Б.Равенских, Н.Бирман, А.Тутышкин, композиторы Б.Мокроусов, Я.Френкель и многие другие. Райкин был центром Театра миниатюр, но работать рядом с ним на сцене могли лишь незаурядные люди. Они вместе с Аркадием Райкиным создали славу театра и вошли в его историю: В.Горшенина, Л.Гвоздикова, Т.Кушелевская,
О.Малоземова, Р.Рома, И.Петрущенко, В.Ляховицкий, В.Ильченко, Г.Карцев,
М.Максимов, И.Минкович,
Г.Новиков. Этот коллектив был для своего времени уникален. Не имея постоянного дома, театр, будучи прописан в Ленинграде, много гастролировал в Москве и по всему Союзу. Можно было сказать, что его адрес - вся страна. Когда начались гастроли за рубеж, театр ездил в Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Германию, Англию... И всюду аншлаги, аплодисменты, восхищение.
В начале своего творческого пути молодой Райкин верил, что его искусство может если не исправить жизнь, то хотя бы повлиять на людей, заставить их задуматься о добре и зле, о смысле человеческого существования. На протяжении десятилетий Райкин был главным сатириком страны. "Будучи оптимистом я верю, что все пороки и недостатки истребимы. Мне хочется, чтобы все то, что нас окружает, было лучше, добрее, человечнее". Но шли годы, и с иллюзиями приходилось расставаться. И все грустнее становился взгляд художника на мир. |