Сатирикон

Большой театр  Малый театр  Театр Ленком  МХАТ им. Горького  МХАТ им.Чехова  Сатирикон  Театр на Таганке  Московский драматический театр  Театр им. Вахтангова  Театр им. Маяковского  Театр им. Моссовета  Театр Сатиры  Театр Современник  Театр Станиславского  Театр Эстрады  Театр А.Джигарханяна

Театр "Сатирикон" имеет большую и примечательную историю, связанную с именем своего первого руководителя Аркадия Райкина.

Аркадий Исаакович Райкин вошел в историю культуры ХХ века как великий актер. Для миллионов людей с именем Райкина была связана их вера в справедливость, добро, правду.

"Райкин - это было больше имени. Это действовало в стране уникальное учреждение. Учреждение надежды, радости и здравого смысла, полвека сражавшегося против. Сейчас-то мы знаем, против чего...

 

Жаль детишек - они увидят лишь пленку, услышат записи. Им достанется легенда, которую мы видели своими глазами... Мы привыкли, что он всегда. При нем рождались, взрослели, старели, рождались. А он был. Как аксиома. Как "Последние известия". Как консерватория".

Аркадий Райкин окончил Институт сценических искусств по классу В.И. Соловьева, замечательного режиссера и педагога, сумевшего развить у будущего артиста умение создать яркую, впечатляющую маску, выражающую характер персонажа. После института Райкин был принят в труппу Лентрама (Ленинградский театр рабочей молодежи), который вскоре оставил, чтобы связать свою судьбу с эстрадой, дающей возможность индивидуального свободного творчества, неограниченной выдумки и прямого контакта со зрителями.

Осенью 1939 года открывается Ленинградский театр эстрады и миниатюр, одним из инициаторов создания которого был Райкин. Победив в том же году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, Райкин на время прерывает работу в театре, участвует в многочисленных концертах и, благодаря огромному таланту, искрометной комедийности, обаянию и интеллигентности, приобретает широкую известность. Вернувшись в театр, Райкин с головой уходит в работу, сразу же заняв положение премьера. Очень скоро этот коллектив получил известность как "Театр Райкина". Родившись в недрах эстрады и сохраняя ее отдельные родовые черты, Ленинградский театр миниатюр постепенно ушел от традиционной многожанровой эстрадной программы. Оригинальный репертуар, форма спектакля, острая современность и, наконец, уникальная личность руководителя определили его собственное и неповторимое место в нашей театральной культуре.

Каждый год Райкин выпускал новые спектакли и в каждом играл десятки ролей. Искусство Райкина изменялось, приобретало несвойственные эстраде глубину и философскую направленность. В своих монологах, разговаривая со зрителями, он всякий раз затрагивал самые острые, наболевшие проблемы современности и в пределах одного небольшого эстрадного номера проживал целую человеческую жизнь.

Руководство театром требовало много времени и сил - постоянная забота о репертуаре, приглашение авторов, режиссеров, художников, композиторов. Индивидуальность, талант и человеческое обаяние Райкина магнетически притягивали к себе одаренных людей. В разное время с театром сотрудничали писатели М.Зощенко, В.Ардов, В.Масс, М.Червинский, В.Поляков, В.Дыховичный, М.Слободской, В.Ласкин, М.Жванецкий, А.Арканов, М.Мишин; режиссеры В.Зускин, Н.Акимов, Б.Равенских, Н.Бирман, А.Тутышкин, композиторы Б.Мокроусов, Я.Френкель и многие другие. Райкин был центром Театра миниатюр, но работать рядом с ним на сцене могли лишь незаурядные люди. Они вместе с Аркадием Райкиным создали славу театра и вошли в его историю: В.Горшенина, Л.Гвоздикова, Т.Кушелевская, О.Малоземова, Р.Рома, И.Петрущенко, В.Ляховицкий, В.Ильченко, Г.Карцев, М.Максимов, И.Минкович,
Г.Новиков. Этот коллектив был для своего времени уникален. Не имея постоянного дома, театр, будучи прописан в Ленинграде, много гастролировал в Москве и по всему Союзу. Можно было сказать, что его адрес - вся страна. Когда начались гастроли за рубеж, театр ездил в Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Германию, Англию... И всюду аншлаги, аплодисменты, восхищение.

В начале своего творческого пути молодой Райкин верил, что его искусство может если не исправить жизнь, то хотя бы повлиять на людей, заставить их задуматься о добре и зле, о смысле человеческого существования. На протяжении десятилетий Райкин был главным сатириком страны. "Будучи оптимистом я верю, что все пороки и недостатки истребимы. Мне хочется, чтобы все то, что нас окружает, было лучше, добрее, человечнее". Но шли годы, и с иллюзиями приходилось расставаться. И все грустнее становился взгляд художника на мир.

В декабре 1987 года Райкина не стало. Закончилась целая глава не только в истории его театра, но и в истории сценического искусства. "Он оставил нам свою загадку, свое очарование, свои таинственные открытия"... Последний спектакль Аркадия Райкина "Мир дому твоему" стал своего рода завещанием молодому театру, который при нем родился и в котором продолжает жить душа Великого Артиста.

Материал подготовил Артем Дикарев

Internet-проект учеников 7"А" класса
школы №1936 г.Москвы
классный руководитель - Кабоскина Ирина Константиновна
администратор проекта - Кононов Иван
Internet-поддержка - Кононова С.И.

Проект основан в марте 2006 года
Хостинг от uCoz