|
Балаган - ярмарочный театр, вид народного театра в ряде европейских стран 16—XVIII
в в. Возник в средневековье, развившись из шутовских обществ (Франция), камер риторов (Нидерланды), кружков мейстерзингеров (Германия). Жанром ярмарочного театра стали пантомимы1, фарсы2, моралите , фастахтшпили4, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады5, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные - прототипы цирковых актеров.
Наибольшее распространение народный театр получил во Франции. Ярмарочный театр повлиял на сюжеты и проблематику драматургии У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера. До нас дошли имена ярмарочных актеров - французских комиков 17в. Тебарена, Гро-Гильома, Готье. На ярмарочный театр Франции повлиял театр итальянской комедии дель арте, бродячие труппы которой гастролировали по всей Европе. Так в Париже появился театр «Комеди Итальенн», который играл комедию дель арте на французский манер, изменив, например, характер маски Арлекина: из второго Дзанни он превратился в первого, а затем и в главного героя жанра арлекинады . В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины
XVIII в . возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр «Фонамбюль», где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро).
В России ярмарочный театр зародился на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья занимали заметное место в жизни городского населения. В Москве излюбленными местами гуляний были Девичье поле, Марьина роща, Новинское, Разгуляй. В Петербурге - Адмиралтейская площадь, набережные Невы и Фонтанки, где ставились катальные горки, балаганы, где разыгрывали арлекинаду, показывали свое искусство фокусники, жонглеры, акробаты, давали представления кукольные театры. |
|
Чисто русским развлечением была медвежья потеха и раек. С учеными медведями на Руси ходили с незапамятных времен вплоть до начала
XX в . Медвежья потеха по сути представляла медвежью пантомиму: медведь кланялся, ходил с козой, показывал, как бабы на барщину ходят, как в гости собираются, как башмаки надевают. Публику веселили и проделки ученого медведя, и остроумный комментарий поводыря.
Балаган служил в дни ярмарок вначале торговым помещением, позднее - специальным сооружением для театрализованных представлений.
В балагане применялись трюки, которые можно считать зачатками цирка: демонстрация фигуры татуированной женщины, игра оркестра во чреве кита и т.д.
В конце XVIII в . в балаганах представлялись инсценировки рыцарских романов, арлекинады, насыщенные сценическими эффектами: полетами, провалами, превращениями. Во время Крымской войны показывались батальные пантомимы, рукопашные схватки, взрывы, пожары с использованием машинерии, пиротехники. В балаганах братьев Легат, Лемана, Берга, Б.Бомбова выступали фокусники, акробаты, гимнасты, жонглеры, танцоры, кукольники с Петрушкой. Петрушечная комедия была очень распространена с конца
XVIII в . Театр Петрушки представлял собой театр под открытым небом. В других странах также существовал герой театра кукол, имеющий много общего с Петрушкой (Кашпарек в Чехии, Касперле в Германии, конец
XVIII в .).
Балаганы, раек существовали до 1930-х. Особенно велико их значение в формировании циркового искусства, в частности, искусства клоунады. В балаганах начали свой творческий путь А.Л. и В.Л.Дуровы, И.С.Радунский (Бим), Е.А.Лепковский.
|
|
Вертеп - кукольный театр,
особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов - покровителей первобытных племен.
В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.
Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра.
Два наиболее распространенных:
- по принципам социального функционирования;
- по видам театральных кукол и способам их управления.
- Классификация по принципам социального функционирования.
В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.
- Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.
Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.
К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11—16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ - не спектакль, но действо, мистерия.
В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.
- Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади. В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком
- Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском -Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра - как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).
Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.
- Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности - явной или подспудной.
В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:
- иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);
- театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);
- лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).
- Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления
Она носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.
Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.
Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.
Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Петрушки известны с XVII в . Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До
XIX в . предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, т.к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя - его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.
Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появлялся квартальный. - «Ты зачем убил доктора?» Он отвечал: «Затем, что плохо свою науку
знает». После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: - «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом еще одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, ее убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.
Разрушаться Комедия о Петрушке начинает в начале XX в . Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних елках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад.
До сих пор кукольный театр использует перчаточные куклы, а за ширмой театра Петрушка уступил место другим героям.
К нам во двор шарманщик нынче по весне,
Притащил актеров труппы на спине:
Развернул он ширму посреди двора;
Дворники, лакеи, прачки, кучера
Возле ширм столпились, чтобы поглазеть,
Как Петрушка будет представлять комедь.
Скоморохи - бродячие актеры,одна из древнейших форм мирового народного театра, до сих пор распространенная во всех странах Европы и Востока.
Искусство бродячих актеров берет свое начало в обрядовых действах и ритуалах. Уже в 5 в. до н.э. были известны греческие представления странствующих актеров-любителей, разыгрывающих бытовые и сатирические сценки. Бродячие актеры под разными именами и названиями (мимы, гистрионьг, ваганты, скоморохи, жонглеры, шпильманы, менестрели, масхарабозы, кызыкчи, франты и т.д.) существуют столько же времени, сколько и вся цивилизация. В определенном смысле их можно назвать душой народа: представления кочующих актеров отвечали культурным запросам самых широких масс. Всегда и во все века они представляли собой оппозицию официальной власти - светской или клерикальной, и на протяжении всей истории их существования власть в той или иной форме боролась со странствующими комедиантами, порой — чрезвычайно жестоко. Особенно трагичной судьба странствующих актеров складывалась в средние века: в Европе вагантов отправляли на костер; в России скоморохам вырывали языки, а то и сажали на кол; на востоке применяли не менее изощренные казни. Отношение христианской церкви к скоморохам особенно наглядно выражено в запрете хоронить их в освященной земле наряду с самоубийцами, что считалось в христианстве самым тяжким грехом.
Однако вольный дух творчества оказался неистребим. Менялись организационные структуры бродячих трупп, множились варианты представлений. Порой странствующие
комедианты допускались во дворцы (например, спектакль бродячей труппы в Гамлете У.Шекспира) и даже в религиозные действа (скажем, в полулитургической драме они могли исполнять роли чертей или эпизодических светских персонажей). Гибкость и многообразие форм представлений позволяли бродячим актерам приспосабливаться к любой власти, заставляя ее рано или поздно легализировать творчество актеров.
Значение бродячих актеров в мировом искусстве трудно переоценить - ведь в их представлениях сформировались практически все виды профессионального творчества. Многие из этих искусств в настоящее время чрезвычайно далеко ушли от своих истоков, изменившись почти до неузнаваемости; однако внимательный взгляд позволяет увидеть их ранние формы в представлениях бродячих трупп.
Так, странствующие сказители и песнетворцы - от Гомера до средневековых трубадуров и труверов - положили начало не только исполнительскому иск; и профессиональной литературе: эпосу, поэзии, драматургии.
Певцы и аккомпаниаторы заложили основу музыкального искусства. Отсюда пошли самые разнообразные и не схожие между собой жанры, такие, как, бардовская песни и инструментальная музыка.
В танцевальных номерах бродячих трупп - истоки пластических видов искусства, от изысканного классического балета до грубоватой буффонной пантомимы.
Из представлений гимнастов, факиров, жонглеров, канатоходцев, дрессировщиков, факиров, эквилибристов вырос цирк, сегодня представляющий неимоверное разнообразие аттракционов.
Из полотнища, закрепленного на поясе странствующего актера с натянутым на обруч и поднятым над его головой свободным концом, ведет свою родословную все многообразие театра кукол - с куклами перчаточными, пальчиковыми, тростевыми, теневыми, марионетками, куклами-автоматами, и т.д. и т.п.
Здесь же, в работе бродячих трупп, сформировались театрально-декорационное, бутафорское и даже декоративно-прикладное искусства. Многообразные технологии (от резьбы по дереву до папье-маше, от живописи до постижерного ремесла, и т.д.) отрабатывались в изготовлении костюмов, масок, париков, тех же кукол, предметов, обозначающих места действия. |