Оперетта (итал. operetta, франц. opérette,
буквально - маленькая опера) - это музыкальное, сценическое произведение с комическим сюжетом, в котором веселая, пикантная музыка (пение с оркестром) чередуется с разговорами. Создателями жанра оперетты считаются Ф.Эрве и Ж.Оффенбах. Оперетта - это один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж.Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И.Штрауса-сына, чардаш у И.Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля. |
||
Хотя
в оперетте используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной и инструментальной музыки - ария, дуэт, ансамбль, хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в
оперетте для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает
оперетту от водевиля и др. разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину "оперетта" первоначально придавалось иное значение. До середины XIX века опереттами назывались небольшие оперы. Истоки оперетты восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники - комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль. Как самостоятельный жанр оперетта возникла в 50-е гг. XIX в. во Франции; в 60-е гг. появились австрийские, в 70-е гг. - английские, в 80-е гг. - американские. Оперетта Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф.Эрве и Ж.Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду", 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная оперетта создана в 70-90-х гг. в Великобритании (А.Салливен). Во 2-й половине XIX в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш.Лекока, Р.Планкета, Э.Одрана) и в Австрии (произведения И.Штрауса, Ф.Зуппе, К.Миллёкера, К.Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы. На рубеже XIX и XX вв. в Великобритании оперетта сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции - с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем. В австрийской же т. н. новой венской оперетты, в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли национальные венгерские мелодии, наступил в начале XX в. ериод нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О. - мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) оперетту, но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20-30-е гг. в венской оперетте усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная оперетта в значительной степени деградировала идейно и художественно. В 20-е гг. XX в. в северо-американской оперетте (возникшей в конце XIX в. ) утвердился новый вид музыкальных произведений - мьюзикл, который объединил музыкальную комедию и омузыкаленную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж.Керна, Дж.Гершвина, И.Берлина, Р.Роджерса, К.Портера, Ф.Лоу, Л.Бернстайна. Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало советской О. положено в середине 20-х гг. XX века композиторами И.О.Дунаевским и Н.М.Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б.А.Александров, Ю.С.Милютин, В.П.Соловьев-Седой, К.Я.Листов, О.Б.Фельцман, А.Г.Новиков, Т.Н.Хренников, В.И.Мурадели, О.А.Сандлер. В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь оперетты с массовой советской песней. Обращаются к оперетте и мастера советской симфонической и оперной музыки - В.В.Щербачёв, Д.Д.Шостакович, Д.Б.Кабалевский, Г.В.Свиридов. Для работ советских композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые О., музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в опереттах композиторов национальных республик - А.С.Айвазян (Армянская ССР), А.П.Рябова (Украинская ССР), Р.С.Гаджиева (Азербайджанская ССР), Ш.Е.Милорава, Г.Г.Цабадзе (Грузинская ССР), А.Я.Жилинского (Латвийская ССР), Э.А.Арро, Л.Т.Нормета, Б.В.Кырвера (Эстонская ССР), Д.Х.Файзи (Татарская АССР) и др. |
||
В 40-50-е гг. XX века стала успешно развиваться
оперетта в других европейских социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. Материал подготовлен с использованием Большой Советской Энциклопедии Материал подготовила Маргарита Бочарова |
Internet-проект учеников 7"А"
класса школы №1936 г.Москвы классный руководитель - Кабоскина Ирина Константиновна администратор проекта - Кононов Иван Internet-поддержка - Кононова С.И. Проект основан в марте 2006 года |