Оперетта

драматический театр  оперный театр   балет  пантомима  оперетта  мюзикл  театр танца  театр песни  театр теней  детский театр  театр зверей  театр пародии  кукольный театр  театр марионеток  театр одного актёра  народный театр  античный театр

Оперетта (итал. operetta, франц. opérette, буквально - маленькая опера) - это музыкальное, сценическое произведение с комическим сюжетом, в котором веселая, пикантная музыка (пение с оркестром) чередуется с разговорами.

Создателями жанра оперетты считаются Ф.Эрве и Ж.Оффенбах.

Оперетта - это один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж.Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И.Штрауса-сына, чардаш у И.Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля.
  Хотя в оперетте используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной и инструментальной музыки - ария, дуэт, ансамбль, хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в оперетте для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает оперетту от водевиля и др. разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль.

Термину "оперетта" первоначально придавалось иное значение.
До середины XIX века опереттами назывались небольшие оперы. Истоки оперетты восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники - комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль.

Как самостоятельный жанр оперетта возникла в 50-е гг. XIX в. во Франции; в 60-е гг. появились австрийские, в 70-е гг. - английские, в 80-е гг. - американские.
Оперетта Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф.Эрве и Ж.Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду", 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная оперетта создана в 70-90-х гг. в Великобритании (А.Салливен). Во 2-й половине XIX в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш.Лекока, Р.Планкета, Э.Одрана) и в Австрии (произведения И.Штрауса, Ф.Зуппе, К.Миллёкера, К.Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы.

На рубеже XIX и XX вв. в Великобритании оперетта сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции - с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем. В австрийской же т. н. новой венской оперетты,  в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли национальные венгерские мелодии, наступил в начале XX в.  ериод нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О. - мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) оперетту, но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20-30-е гг. в венской оперетте усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная оперетта в значительной степени деградировала идейно и художественно.
В 20-е гг. XX в. в северо-американской оперетте (возникшей в конце XIX в. ) утвердился новый вид музыкальных произведений - мьюзикл, который объединил музыкальную комедию и омузыкаленную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж.Керна, Дж.Гершвина, И.Берлина, Р.Роджерса, К.Портера, Ф.Лоу, Л.Бернстайна.

Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало советской О. положено в середине 20-х гг. XX века композиторами И.О.Дунаевским и Н.М.Стрельниковым.
Позднее в этом жанре работали композиторы Б.А.Александров, Ю.С.Милютин, В.П.Соловьев-Седой, К.Я.Листов, О.Б.Фельцман, А.Г.Новиков, Т.Н.Хренников, В.И.Мурадели, О.А.Сандлер. В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь оперетты с массовой советской песней. Обращаются к оперетте и мастера советской симфонической и оперной музыки - В.В.Щербачёв, Д.Д.Шостакович, Д.Б.Кабалевский, Г.В.Свиридов.
Для работ советских композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые О., музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в опереттах композиторов национальных республик - А.С.Айвазян (Армянская ССР), А.П.Рябова (Украинская ССР), Р.С.Гаджиева (Азербайджанская ССР), Ш.Е.Милорава, Г.Г.Цабадзе (Грузинская ССР), А.Я.Жилинского (Латвийская ССР), Э.А.Арро, Л.Т.Нормета, Б.В.Кырвера (Эстонская ССР), Д.Х.Файзи (Татарская АССР) и др.
В 40-50-е гг. XX века стала успешно развиваться оперетта в других европейских социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии.

Материал подготовлен с использованием Большой Советской Энциклопедии

Материал подготовила Маргарита Бочарова
Internet-проект учеников 7"А" класса
школы №1936 г.Москвы
классный руководитель - Кабоскина Ирина Константиновна
администратор проекта - Кононов Иван
Internet-поддержка - Кононова С.И.

Проект основан в марте 2006 года
Хостинг от uCoz